Text Size
image
Карта кладов

найденных на территории бывшей Воронежской губернии

Подробнее
image
Вы нашли клад?

Готовы поделиться информацией, помочь в пополнении карты кладов?

Подробнее
Клад — зарытые в земле или спрятанные иным способом деньги или ценные предметы, владелец которых неизвестен и не может быть найден, или же потерял на них право. Подробнее

Металлоискатели XP

Металлодетекторы Fisher

Топографический метод изучения кладов

Монетные клады средневековья изучают топографическим методом, то есть методом нанесения пунктов находок на георафическую карту. На первый взгляд нет никакой системы в расположении мест, где были найдены клады. Однако на самом деле система есть, и о ней стоит рассказать.

Издавна нумизматов интересовало, в каких именно местах закапывали монетные клады. Речь идет, конечно, о приметах, воспетых в народных преданиях и легендах. Теория, в соответствии с которой клады обычно принадлежали проезжим купцам, заметно влияла на решение этого вопроса. Из нее вытекало, что клады преимуществен­но должны быть закопаны на торговых путях. Если соеди­нить точки находок линиями, то большая часть их совпа­дет с общими направлениями торговых путей. Но не про­щание купцы, а местные жители прятали почти все изве­стные науке клады.

Почему все же клады находят вблизи дорог? Ведь торговые тракты — едва ли не самое неудачное место для такого действия, как захоронение клада. По свидетельству архивных и печатных источников, клады, как правило, на­ходят в густонаселенной местности, преимущественно на усадьбах городских и сельских жителей. Часть кладов обнаружена в стенах церквей, замков и других каменных строений, которым не страшен был пожар. Причем же здесь дороги? — спросит читатель. А при том, что они про­ходят через те города и села, которые ведут более оживлен­ную торговлю. Соответственно на рынках этих городов и селений находилось больше денег, которые вследствие сти­хии феодального обращения временами должны были уходить в клады. Поэтому население таких городов и сел закладывало монетные клады чаще, чем жители отдален­ных от дорог населенных пунктов.

Монеты, как своеобразные орудия торговли, лучше, чем Другие материальные свидетельства (остатки товаров, транспортных средств и т. д.), позволяют ученому составить представление не только о путях, но даже об объеме и интенсивности торговых контактов. К тому же монеты, изготовленные из благородных металлов — серебра и золота, долговечнее других атрибутов торговли.

Особенно хороших результатов с помощью нумизматических методов можно добиться, если в стране или город,, торговлю которых мы собираемся исследовать, выпускалась собственная монета. Это позволяет выделить экономические связи данной страны или города на фоне других, Проиллюстрируем сказанное на примере галицких монет, выпущенных Львовским монетным двором в середине  XIV — начале XV в.

Расположение находок галицких монет понуждает нас рассмотреть внешнюю торговлю Галицкой земли соответ­ствующего периода, главным представителем которой был Львов. В основном места находок галицких монет сосредоточены на западе и юго-востоке от Львова. На их материа­ле мы и изучали западное и восточное направления внеш­ней торговли львовских купцов.

Следует сказать несколько слов о системе средне­вековой торговли с ее обязательными ограничениями для иноземцев. Купца, который переезжал через границу своей страны, а часто даже и в другом отечественном  городе ожидали запрещение пользоваться иным путем, кроме указанного (дорожное принуждение), многочис­ленные таможни и складское право. На этих трех китах держалась крупная средневековая торговля Европы.

В соответствии с дорожным принуждением иноземные купцы должны были ездить но специально отведенным для них дорогам, где их подстерегали многочисленные та­можни и «складские» города. Попытка свернуть с указан­ной дороги стоила купцам дорого: власти конфисковыва­ла товары, повозки и лошадей.

Таможен было очень много. Наряду с государственны­ми существовали частные таможни, самовольно создан­ные местными феодалами. Особенно много таких таможен было на польских дорогах. Сохранились таможенные та­рифы дорог, которые связывали Львов и Владимир-Волын­ский с прусским городом Торунем в середине XIV в. По ним мы видим, что размеры пошлин были чрезвычайно ве­лики. Нетрудно понять, почему львовские купцы начиная с середины XIV в. все чаще отказывались от поездок на Запад.

Купец, счастливо прошедший многочисленные тамож­ни, по указанной ему дороге приезжал в город, где его ожидало складское право. Этим правом владели в средне­вековье большие торговые центры. В соответствии с ним приезжий купец должен был остановиться в данном горо­де на все время действия складского права (обычно от 2—3 дней до 2 недель) и продавать здесь свои товары. При­езжие купцы должны были продавать привезенное оптом и только местным купцам, вступать в соглашения между собой «чужим» купцам запрещалось. За выполнением это-'0 и других правил тщательно следила специальная торговая полиция. Лишь пробыв в городе со складским правом определенное время, купец мог с непроданным товаром ехать дальше, да и то лишь в том случае, если действам складского права данного города было относительным. Абсолютная форма складского права не позволяла приезжавшим купцам ехать далее города, который владел им, и с остатками товаров купцы вынуждены были возвращаться домой.

 

Клады находят в населенных пунктах, расположенных на малых и больших торговых дорогах. Поэтому целесообразно рассмотреть вопрос о путях, которые связывали крупные населенные пункты.

 

Также известно, что клады припрятывались лишь в населенных местностях, а причерноморские степи тех времен были безлюдными, купеческие караваны шли осто­рожно, с большой охраной, опасаясь нападений татар.

Самые популярные файлы

1.
Карта Воронежской губернии 1796 года
30599
2.
Карта Тамбовской Губернии
27781
3.
Карта Воронежской области с привязкой для GPS
9638
4.
Карачанский уезд. Карта Курская область. план межевания
7498
5.
Карта Воронежской губернии 1792 года
7168